Можно ли управлять временем?
Проходит декабрь, начинается январь. Предновогодняя суета сменится томными выходными, и
затем неминуемо наступят активные рабочие дни. В начале нового года многие имеют великие и
не очень планы — съездить в страну, где еще ни разу не были, начать и успешно продвигать
проект, выучить язык. Казалось бы, времени еще много, но нередко планы так и остаются планами,
утопая в ежедневной рутине. Как же все успеть, когда времени ни на что не остается? Почему в
сутках только 24 часа?
Почти все согласны с тем, что циклы нашей жизни определены чем-то внешним — календарем,
часами, минутами, восходами, закатами… Но так ли это? Возможно, все может быть иначе. В этой
статье представлены фрагменты лекции Л. Рона Хаббарда о циклах действия, которые имеют
непосредственное отношение к времени.
Итак, что же мы имеем в виду под циклом действия? Вероятно, это одно из самых загадочных слов, с
которыми вы когда-либо встретитесь, «цикл». Потому что цикл применяется в самых различных
областях. Есть такие, которые имеют моторы. Колеса крутятся, и циклом называют точку, в которую
возвращается колесо, сделав полный круг. Есть еще множество других «циклов». Другими словами, у
вас имеется колесо, и вы отмечаете точку наверху; колесо совершает полный круг, и когда она
вернется на то же самое место, соответственно, цикл завершается.
Я просто показываю вам, что вокруг этого слова имеется множество замешательств. Однако суть
всего этого предмета состоит в том, что он имеет множество странных и особенных подсмыслов, и
вследствие этого его довольно трудно понять и разобраться с ним. Вы вполне можете решить, что вы
имеете дело с циклом, который проходит весь путь и возвращается в исходное состояние, ясно?
Цикл действия рассказов, который начался в современном искусстве написания рассказов и тому
подобных вещах, представляет собой нечто вроде следующего: вот на углу стоит бомж, он совершенно
деградировал и только что потерял свою работу, понимаете? И его жена, на которой он не был
официально женат, сбежала куда-то с другим мужчиной. Вот он там стоит, и вдруг ему в голову
приходит мысль о том, что неплохо бы сойти с этого места и пойти выпить чашечку кофе, так?
И вот он идет и получает свою чашку кофе, и этот кофе холодный и страшно гадкий. Он засовывает
руку в карман и обнаруживает, что у него там дырка, и монетка, которая там лежала — он ее потерял. И
поэтому его выгоняют из этого места, притом даже безо всякого особого драматизма. Ему просто с
великим презрением говорят: «Проваливай». И вот он снова на том же самом углу, в том же положении,
в том же настроении, и волнуют его те же проблемы. Вот таков современный стиль рассказов.
У них была огромнейшая фиксация на представлении о том, что рассказ должен начинаться и
заканчиваться в одном и том же месте в той же самой ситуации. И они старались привнести видимость
неизменности. Именно это они понимали под словом «цикл» — что ничего не изменяется.
Так цикл попал в область искусства. И цикл имеется в области механики — как нечто отличное от
инженерного дела — он там рассматривается как законченный поворот. В области искусства цикл
означает неизменность времени, или что все возвращается точно на то же самое место, понимаете? А
в механике это означает полный поворот.
В физике и в инженерии это имеет еще один, отличающийся, смысл. Это означает «движение между
окончанием одной волны и началом новой волны». Мне кажется, что это даже более хорошо
сформулировано было мной только что, чем это обычно дается в инженерии, но оно таково. Вы
рассматриваете окончание последней волны, которое является началом новой, и затем это происходит
вплоть до конца этой волны, которая является началом следующей за ней. И это называется циклом.
Вы имеете проявление всего этого в виде радио.
Кроме того, имеется очень-очень-очень старое определение, где в слове «цикл» имеется
философский аспект. Речь в данный момент идет о «Гимне Рассветному Ребенку» из ненаписанной
Веды. В нем есть такие слова, что в начале было ничто, и потом постепенно проявляется некая форма,
затем она растет, потом стареет и далее — распадается; и потом все это переходит в нечто туманное и
заканчивается новым «ничем». Это, конечно, не цитата; это просто попытка интерпретировать это
конкретное действие для вас.
Понимаете, на свете были миллиарды утверждений, сделанных философами, и большая часть из
них скорее неправильна, чем правильна — и на самом деле именно это иногда запутывает людей.
Оценка важности данного может быть настолько же важна, как и само данное, а иногда даже
более важна.
Вы можете заставить пятьдесят миллионов мартышек печатать на пятидесяти тысячах пишущих
машинок, и рано или поздно одна из них напишет E=mc2, понимаете? И на основании этого кто-то
может заявить: «Смотрите, эти мартышки не глупее Эйнштейна!» Нет, они не могут быть не глупее
Эйнштейна, по одной простой причине: когда это было написано, не была сообщена относительная
важность по отношению к чему-либо! Так что ценность этого не приводится, и поэтому это не заметно в
море всего остального.
Цикл действия — это одно из данных, которое подчеркнуто толстой чертой. И его происхождение
берет корень в ранних ведических гимнах. Цикл действия — это, конечно, разметка чего-то по
времени — если бы мы хотели дать тут определение — в плане того, как мы это используем. Это
последовательная разметка случая по времени, график относительно времени.
Мы все создаем это время и продвигаем его вперед. Лучше сказать, что такое разметка по времени:
в ноль секунд дверь открыта, видите; в ноль плюс две секунды дверь остается открытой; в ноль плюс
три секунды кто-то входит в дверь; в ноль плюс пять секунд он идет; в ноль плюс шесть секунд он видит
стул; в ноль плюс семь секунд он садится на него.
Ввиду этого факта мы все находимся в настоящем времени — конечно, ведь мы и не можем
находиться еще где-то, потому что этого «где-то» просто не существует. Все недоумевают: «Каким
образом мы движемся вперед по времени?» Это было загадкой и для меня в течение долгого времени.
Ну, на самом деле, двигаться вперед по времени очень просто, потому что никто никуда на самом деле
не движется. В этом и состоит вся хитрость времени. Однако случай, размеченный по времени, кажется
разметкой по времени. Но именно сам случай, или суждение об этом случае — вот что создает
разметку по времени.
И вы обнаружите, что для пожилых людей очень часто дни проходят просто вот так: вжик, вжик, вжик,
вжик, вжик. Они не успевают ничего сделать, кроме как подняться утром и потом лечь спать вечером,
понимаете? Это просто какое-то вжик, вжик, вжик, вжик, вжик!
Это совместно удерживаемое суждение. Вы подойдите к ним, поговорите с некоторыми из них, и
они вам скажут: «Ну, вы знаете, раньше дни были такие длинные, но теперь это что-то совсем другое,
понимаете?» Другими словами, какой-то случай, интерес или будущее отбило у них охоту продолжать
движение вперед по времени — и вследствие этого, понимаете, у них отсутствует суждение о времени.
Вся эта разметка происходит просто бац! И готово, ясно? За весь день находится место только для
пары событий.
Хорошо. Давайте возьмем маленького ребенка, которому лет пять или шесть — для него день
выглядит абсолютно бесконечным! Мой малыш Артур на днях сказал мне, что ему совершенно нечем
заняться и что он вообще ничего не делает. Говоря о том, что он ничего не делает, он просто имел в
виду, что он не заинтересован в том, что он делал, следовательно, время для него растягивалось на
невыносимо долгий период, несмотря на то, что при этом происходило гигантское количество событий.
Вы можете описать это с философской точки зрения, сказав, что все сводится к выносливости по
отношению к инциденту* — не к выносливости в отношении времени, а к выносливости в отношении
инцидента. Каков объем желаемого инцидента для данного человека. Например, можно заметить,
после войны человек обнаруживает, что жизнь внезапно начинает идти для него очень медленно.
Жизнь стала скучна, понимаете? Он вообще не может толком собраться, и все такое. Изменение темпа
было настолько фантастическим.
Вот что на самом деле происходит со стариками. У них был полный дом народу, происходило то и
это, на них лежала ответственность за то и за это; и из школы возвращалась Джекки, и надо было
успеть сделать то и то, и это; и потом вдруг все разъезжаются, женятся или выходят замуж, и больше
ничего особенного не происходит, понимаете? И вследствие этого день проходит просто вжик, вжик,
вжик! Улавливаете? Количество происходящего.
Это не сводится к простому инженерному построению типа «чем больше происходит событий, тем
больше имеется времени», или «чем меньше происходит событий, тем меньше имеется времени»;
нельзя утверждать также и обратного, что «чем больше происходит событий, тем меньше имеется
времени». Понимаете, тут нет такого простого соответствия.
Вы спросите, почему же они просто не соответствуют друг другу и не равнозначны? Ну, на самом
деле вы с самого начала имеете дело с ложным предметом, и вследствие этого вам никогда не удастся
привести его в соответствие с чем-либо. Дело в суждении относительно него; это просто суждение.
Вы иногда увидите, как вокруг какого-то человека происходит множество событий, а он внезапно
говорит — как это происходит со мной иногда — «Для того, чтобы это произошло, недостаточно
времени».
И на самом деле вы можете практически управлять количеством времени в своем распоряжении,
просто изменяя какое-либо суждение по поводу того, насколько занятым вы хотите быть или с чем вы
способны управиться за это время. Вы можете сказать: «Ну, я ведь хотел быть занятым, быть более
занятым и я получил исполнение своего желания!» И в следующий момент у вас вдруг появится
достаточное количество времени!
Так что именно суждение о том, какое количество происходящего занимает какое время — вот
что прибавляет или вычитает время из существования человека.
Это все также более усложняется тем, что вы можете дойти до такого состояния, когда вы будете
способны рассматривать период времени как длинный или короткий, не измеряя его в отношении к
событиям. Обычно вы находитесь в положении, когда происходящее в значительной степени
контролирует ваше суждение о времени. Но на самом деле ситуация в значительной степени обратная:
с того момента, как вы встаете утром, именно ваше суждение о времени контролирует время. И потом,
когда вы поднимаетесь над этим, это просто становится суждением о том, какое количество времени
существует или не существует.
Так что здесь есть несколько моментов, которые мы могли бы рассмотреть, различные отношения:
когда человек является абсолютным следствием времени и проживает в происходящем, которое
контролируется этим временем. Просто определенный темп происходящего контролирует его время, и
он к этому привыкает — просто привычка. Он всегда был занятым человеком и по этой причине у него
такое время — он стал следствием такого количества времени. Или он всегда вел жизнь
незамысловатую и праздную, и таким же является его суждение о времени, ясно? И когда этот темп
изменяется, у него появляется обратное суждение о времени. Однако все это остается в области бытия
следствием времени.
Теперь давайте поднимемся немного повыше и достигнем такого состояния или чего-то вроде того,
когда человек тем или иным способом распознает, что — ну, на самом деле тут может быть два типа
суждения. Одно — это «Если я чем-нибудь займусь, то время пройдет быстрее». И другое, обратное
суждение, также может появляться: «Ну, если я ничего не буду делать, то время пройдет быстрее». Вы
можете придерживаться второго суждения с не меньшей легкостью, чем первого, однако первое
упомянутое мной суждение является наиболее распространенным. И вы как бы получаете идею о том,
что вы способны контролировать объем делательности.
Человек живет где-нибудь в маленькой глухой деревушке, ритмы жизни медленные, но прибыв в
столицу, его представление о времени изменится. Достаточно одних только таксистов, чтобы его
реальность поменялась. Это просто изменение темпа.
Человек отнесется к этому просто как к чему-то шокирующему. Кто-то более высоко находящийся по
шкале осознания мог бы сделать суждение о том, что он готов воспринимать столицу. А когда он
вернется в свою деревню — то и ее легко воспринимать, понимаете? Его не шокируют изменения
ритма жизни. И он бы обнаружил, что его время остается в гораздо более гармоничном равновесии.
Так что на самом деле имеются эти три стадии реакции. Конечно, есть еще реакция более низкого
уровня, которую мне стоит упомянуть, и это просто бессознательность. Но на самом деле, само собой,
бессознательность — это не реакция; это ее отсутствие.
Количество делательности в обществе в гигантской степени зависит от того, какое мнение ему
предъявляется в отношении цикла действия и — верят люди в это или нет — в отношении того, должен
продолжаться их цикл общения или нет.
И тогда мы попадаем в область слова «действие». У нас есть цикл. Об этом мы уже хорошо знаем, и
теперь давайте разберемся, что такое действие.
Действие — это просто движение через пространство при сохранении определенной скорости. Эта
скорость может быть большой и маленькой, это может пересечь большое пространство или
продвинуться на шесть миллионных долей миллиметра, понимаете? Но это будет действие.
В области ума слово «действие» стало очень плохим словом. Оно используется вместе с такими
словами, как «возбужденный», «бешеный», «растревоженный», понимаете? Это все одно и тоже, одна
и та же вещь. Так что мы получаем это слово вместе с целой кучей эпитетов, которые здесь
совершенно ни при чем.
Так что получается, что сама идея действия на самом деле извращена и изгажена соображениями
типа: «Должно оно продолжаться или нет, должно время идти вперед или нет, должно что-то вообще
происходить или нет», — просто как обобщенные принципы, а не что-то вроде: «Должны ли какие-то
инциденты случаться, а другие — нет?» Последнее было бы совершенно разумным суждением. Однако
вы сталкиваетесь с этим ненормальным отношением к этому типа: «Ничего не должно происходить»
или «Все подряд должно происходить». И потом, в конце концов, человек попадает в еще более низкую
область с отношением: «Ну, это все просто происходит, но при этом не имеет ко мне никакого
отношения». Вы заметите, что деградирующее общество всегда придерживается подобного суждения.
А общество, в котором еще осталась какая-то энергия, общество, которое поднимается — в таком
обществе все считают, что все имеет к ним какое-то отношение.
Несмотря на то, что цикл имеет самые разнообразные значения в самых различных областях и все
такое, я не дал ответа на вопрос о том, что это слово означает в Саентологии. А это на самом деле
означает просто «намеренное действие, проведенное от начала до завершения»; именно это имеется
в виду под словом «цикл». Это очень свободная, широкая дефиниция, но она может быть и такой тоже.
* Инцидент — что-то, пережитое человеком, простое или сложное, что связано единой темой и происходит за ограниченный
период времени, например минуты, часы или дни (Технический словарь).